Родители пугают детей стоматологами

«Прекрати! А не то пойдем к зубному!» — строго говорит мама своему ребенку, который ведет себя слишком шумно. И малыш замолкает, испуганно глядя на мать.

Он уже был у стоматолога, и ни за что не хотел бы попасть к нему еще раз: было больно и очень страшно. Маму понять можно: она хранит воспоминания о том, как в школьные годы ей приходилось ждать своей очереди у дверей стоматологического кабинета, с замиранием сердца слушать стоны одноклассников и окрики врачей: «Замолчи сейчас же!» Ситуация повторялась из года в год, при этом дырок в зубах становилось все больше, — потому что цементные пломбы, которыми одаривали советских школьников стоматологи, держались, увы, совсем не долго.

Именно по этой причине многие родители оберегают свое чадо от «ужасного стоматолога» и приводят его в клинику уже тогда, когда у ребенка появились проблемы — кариес, пульпит, а то и киста. Естественно, лечение требуется длительное и далеко не приятное. Единожды вылечив таким образом зуб, ребенок делает вывод: «Зубной врач — это враг!» А родители, щадя чувства сына или дочери, да и свои нервы, откладывают следующий поход к стоматологу в долгий ящик: «Не болят зубы? Ну, и хорошо!»

В результате ситуация выглядит угрожающе. По данным медицинских специалистов к 15 годам дети школьного возраста имеют в среднем 12(!) кариозных зубов. И при этом о регулярном посещении стоматолога речь, конечно, не идет. Дальнейшее развитие событий предопределено: каждый взрослый человек сегодня знает, что труднее всего попасть на прием к таким специалистам как хирург и протезист. А между тем в каждой клинике работает, например, врач-гигиенист. Но к нему на прием не спешим ни мы, ни наши дети. О профилактической стоматологии взрослые даже не задумываются. Возможно, потому, что в пору их детства ее просто не было.

Но сейчас ситуация изменилась. Хотите живой пример?

В Петербурге растет поколение детей, которые не боятся зубного врача. А напротив, дружат с ним. Несколько лет продолжается эксперимент в гимназии № 56 Петроградского района — в 1999 г. здесь была открыта стоматологическая клиника. Все учащиеся — от мала до велика — проходят регулярные профилактические осмотры, врачи проводят необходимые манипуляции для поддержания полости рта в здоровом состоянии. И конечно, не обходится без уроков гигиены, в ходе которых ребятам объясняют всю важность гигиенических процедур. О том, насколько эффективной оказалась эта идея, можно судить по результатам: заболеваемость кариесом среди учащихся гимназии снизилась в 2,5 раза, и сегодня является самой низкой в России! С мая нынешнего года аналогичный эксперимент реализуется в школе № 599 Приморского района.

Чем же так хороши профилактические процедуры? В первую очередь тем, что они не только безболезненны, но и приятны. Оцените преимущества: ребенок попадает к врачу в тот момент, когда у него ничего не болит, а, значит, все манипуляции врача он воспринимает положительно, с долей любопытства. Зубной врач никак не связан в его сознании с болью и страхом. Другой «плюс» в том, что со временем регулярные профилактические осмотры становятся потребностью, привычкой — такой же, как, например, умываться по утрам. Ребенок повзрослеет, и для него будут совершенно естественны периодические визиты к стоматологу, в том числе и в профилактических целях. А врач, в свою очередь, обнаружив малейшие отклонения от нормы, сможет своевременно принять необходимые меры. Таким образом, зубы будут оставаться здоровыми на протяжении многих лет.

Вообще, Петербург является флагманом профилактической стоматологии. Этому есть основания. С одной стороны, у нас велика потребность в стоматологии — возможно, потому, что петербуржцам — из-за климата, неблагоприятной экологии и в силу ряда социально-экономических причин, особенно не повезло «с зубами». С другой стороны, в Петербурге сосредоточен научный и творческий потенциал отечественной стоматологии. Наконец, именно здесь экспериментальные проекты получили всестороннюю поддержку со стороны Администрации города, и лично вице-губернатора Людмила Андреевны Косткиной.

56-я гимназия уже в 3-й раз выбрана площадкой для научно-практических конференций, которые ежегодно проводятся в рамках программы «Детской профилактической стоматологии». 25 мая Стоматологическая Ассоциация России, Санкт-Петербургский Институт Стоматологии, Московский медико-стоматологический университет, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова собрали лучших специалистов отрасли для того, чтобы обсудить актуальные проблемы и совместно выработать решения, на практике подтверждающие: «болезнь легче предупредить, чем лечить». Кстати, в нынешнем году конференция вышла на международной уровень.

Остается надеяться, что выработанные в ходе конференции предложения не останутся на бумаге, а найдут свое практическое воплощение — и в первую очередь здесь, в Петербурге.

Но без помощи родителей не обойтись. Осознать необходимость профилактических мероприятий, внести в свое расписание регулярные походы к стоматологу, считать это делом важным и нужным, а главное, заинтересовать ребенка — вот задача, которая стоит перед каждым взрослым человеком, имеющим детей. В таком случае, ситуация, описанная вначале, будет выглядеть совсем иначе. На слова матери: «Пойдем к зубному!» ребенок радостно откликнется «Хорошо! А когда, скоро?» Наверное, если наши дети будут воспринимать стоматолога именно так, подрастающее поколение петербуржцев сможет называть себя людьми со здоровыми зубами. И открыто, радостно, не стесняясь улыбаться друг другу.

Что скажут дети?

Известно, что один из методов психодиагностики построен именно на изучении рисунков, и психологи по рисунку могут определить внутреннее состояние ребенка, его настроение.

Интересно оценить и результаты ежегодного конкурса детского рисунка, в ходе которого ребятам предлагалось пофантазировать на «стоматологические темы»: «Злодей кариес», «Зверюшка с белыми зубками», «Моя подружка — зубная щетка».

Мы попросили дать комментарий к нескольким рисункам специалиста психолога-аналитика Ирину Андреевну Липовскую: «Когда ребенок рисует, он подсознательно переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир. В целом, глядя на эти рисунки, я могу лишь порадоваться за их авторов. Яркие краски, оригинальные образы, которые они создают, говорят о том, что лечение зубов маленькие художники воспринимают как увлекательное приключение, своего рода игру. В этих рисунках нет места страху, — дети открыты для общения с доктором».